Содержание статьи
История игрушки, погремушки — шаркунка
Опыт общения человека с природой, складывавшийся веками, духовный мир народа, формировавший не только представления, но и нравственные ценности, остаются живыми и поныне. Современный мастер стремится выразить их осознанно, концентрированно. Соответственно возрастает роль индивидуального начала в осмыслении традиционного образца. Появляется стремление к большей декоративности, усложняется силуэт, тщательнее моделируется форма, ритмы. Однако и при этом остаётся коллективное начало народного творчества, благодаря которому оно сохраняет свою народность.
В творчестве каждого мастера живёт своя мечта о небывалом. Часто можно услышать от мастера, что создаёт он своё произведение «на погляденье», чтобы, взглянув на него, кто-то испытал радость.
Всюду, где живут люди, дети играют…
Ни один малыш не вырастает без погремушки, которая служит ребенку на всем протяжении первого года жизни. Высушенные тыквы, глиняные шары с камешками внутри и раковины были первыми погремушками человечества. Впервые греметь для развлечения малышей стали в Египте. Самые старые на планете погремушки, глиняные, окрашенные в голубой цвет, находили в детских захоронениях 1360 года до нашей эры. Само слово «Погремушка» в русском языке происходит от «погреметь у ушка». Гром – Перун, славяне — Перуновы внуки: «Дед, дай игрушку, погреметь у ушка» и тем самым Перун защитит ребёнка…
Шаркунок.
«Шаркунок» вызовет первую улыбку ребёнка, игрушка-шутка «Шаркун» для взрослого — это и игра фантазии, и современность архитектурно-конструктивного мышления.
Принцип традиционного слоистого построения «шаркунка» из отдельных ячеек, образуемых одинаковыми деревянными или берестяными пластинками, мастер использует для создания самых необычайных форм. На одной замковой пластинке держится всё сложное построение, похожее на диковинное дерево. Чередование сквозного и плотного в ячейках определяет пластическую структуру, вырастающую из конструкции в форму — пространство. Масса оказывается преодолённой. Так традиция переосмысляется в новые образы, в новые формы [1, с.94].
Александр Калимович Чекалов в своей книге описывает это изделие так: «В «шаркунах» головоломной игрушке-шутке с полной ясностью выступает приём внутреннего расслоения массы: сплетение, выход глубинных слоёв наружу. Образуется активное внутреннее пространство, придающее объёму наполненность силовую напряжённость. В шаркунке масса утрачивает весомость и материальность. Остаются границы пространственных ячеек, игра этих пустот, пересечение граней смыкания. Негативный объём становится главным, он растёт и словно калейдоскопически переливается внутренними кристаллами – клетками. Наружу выходят лишь контуры движущихся клеточек. Исчезает всё плотное. Формы легко пересекаются. В этом есть нечто аналитическое, какое-то намеренное разъятие формы на пространственно-временные элементы, почти «кубическое»[2, с.160].
Народный мастер.
Варварских Михаил Васильевич (1908—1983гг.) из села Конёво Архангельской области, сумел восстановить технологию изготовления этой игрушки. Из воспоминаний своего детства, он знал как её делали старики которые и обучили его таким ремёслам как, резьба по дереву, плетение из ивы, корня и бересты. В зрелом возрасте выйдя на пенсию, он в полной мере сумел воплотить всё своё умение и сохранённые знания, в творческие работы.
Его изделия при жизни экспонировались в музеях регионального и республиканского масштаба. Сейчас их можно встретить в основных музеях и частных коллекциях искусствоведов.
Знакомство с мастером.
Мне посчастливилось познакомиться с творчеством мастера в десять лет. Проходя мимо промышленного магазина со своей старшей двоюродной сестрой, я увидел, что какой-то дед разбирает на досочки деревянные ящики. Мы поинтересовались с ней, что он делает и для каких целей ему столько дощечек.
Дед назвал своё имя и отчество –Михаил Васильевич, и тут же рассказал, что он мастер и делает разные игрушки из дерева и бересты. Для меня это возымело такой неподдельный интерес и детское желание увидеть, потрогать, поиграть и конечно научиться самому, сделать игрушку, поэтому мы уговорили Михаила Васильевича Варварского, показать и рассказать про эти игрушки, в этот момент он показался мне добрым волшебником с улыбкой и большими густыми бровями.
Рассказ бабушки о мастерах.
Моя бабушка Евдокия Васильевна знала этого человека, ведь они были примерно одного возраста. Вспоминая то время, сейчас мне кажется, что она была рада нашему знакомству, рассказала о творчестве мастера о его увлечении садоводством и о том, что он ещё и пчеловод. По рассказам моей бабушки я уже был наслышан о мастерах, мой прадед Иван Фёдорович был плотником и столяром, умел, и дом срубить и стул справить. Дед Василий Иванович тоже с руками был, делал крепкие корзины из сосновой дранки, это своё умение и свои инструменты он передал моему отцу Леониду Васильевичу. Наслышан я был ещё об одном Конёвском мастере. Маслинский Николай Фёдорович резал уникальные наличники, его творениями украшены многие дома в моём селе. Наверное, поэтому меня так привлекали разные рубанки, стамески, ножи и прочие инструменты. Когда я приходил в столярный цех местного лесоучастка, с большим восторгом наблюдал, как делали бочки и ушата, двери и окна, всевозможные шкафчики, украшенные резными реечками, всё это я хотел повторить дома, но, увы, у меня ничего не получалось. Единственное чему меня научил отец, это делать небольшие корзинки из дранки.
В мастерской.
Оказавшись в уютной мастерской у мастера, я увидел множество непонятных мне инструментов и станков, некоторые из них были сделаны своими руками. Воздух был наполнен необыкновенной атмосферой, запах дерева, стружка, своеобразный порядок на полочках. Я стоял с открытым ртом, глаза мои были широко раскрыты, наверное, в это время в меня впитывался дух творчества. Хотелось бы сейчас посмотреть со стороны на себя в то время. Подождав немного и увидев, что я пришёл в себя, мастер стал показывать свои изделия. Шаркунок, первое, что оказалось у меня в руках. Я его крутил, вертел, тряс им и немного пожалел, что у меня не было в младенчестве такой игрушки. Но я уже был большой мне уже 10 лет, поэтому я заинтересовался его устройством. Этого неподдельного интереса и надо было мастеру, садись рядом и смотри, что и как я буду делать.
Овладение мастерством.
Дальнейший процесс для меня стал настоящим волшебством, в его руках рождалось нечто необыкновенное, из ничего появлялась конструкция, палочка к палочке, перекрещиваясь, образовывали ячейки, куда можно было положить дробинку, камушек или горошину, далее ячейки перекрывались следующим слоем и так до верхушки, где вставлялся клин. И вот он готовый шаркунок. Увидев всё это своими детскими глазами, я уже не сомневался в том, где и как я буду проводить своё свободное время.
В этот первый день мне хватило впечатлений. Всего сразу Михаил Васильевич показывать и раскрывать не стал, теперь в этом я вижу его житейскую мудрость и свой педагогический подход. С каждым приходом к нему в гости, мне преподносилась новая информация.
Постепенно, не спеша я учился обрабатывать различные материалы, держать нож и правильно им резать, пилить, строгать древесину. Знакомство с берестой тоже было непринуждённым. Оказывается, из бересты раньше тоже делали детские игрушки шаркунки, мастер вспоминал, что в его детстве на сенокосе во время обеда или плохой погоды, у костра мужики крутили латки из бересты, а из оставшихся отрезков бересты творили и варили шаркунки. Для меня это было новостью, и я попросил мастера показать, как он делается, на что был дан ответ: не время ещё, вот заготовка бересты начнётся, тогда и научу.
Заготовка бересты.
Летом, когда зацветает шиповник да лист берёзовый становится с пятикопеечную монету, настаёт жаркая пора по заготовке бересты. Мастеру было 72 года, несмотря на то, что он был всю жизнь шофёром, своей машины у него не было, велосипед был его помощником при доставке бересты из леса. Однажды он спросил меня, есть ли у меня велосипед, и велел передать отцу моему просьбу, чтобы тот приготовил технику к походу, да в рюкзак положил нож, верёвку, воды и бутерброды. И сказал: « В воскресенье поедем в лес за берестой».
У мастера были ещё ученики, мой одноклассник с сестрой, его соседка, и его внуки, вот такой компанией мы и поехали добывать свой опыт. Недаром я упомянул о годах Михаила Васильевича, теперь я не знаю человека его возраста, который проехал бы километров 10-15 на велосипеде, проходил бы полдня в лесу и в бодром настроении возвращался домой с тяжёлым рулоном на багажнике. Таким я запомнил своего учителя, ведь это он научил меня не бояться комаров, ориентироваться в лесу, правильно разводить костёр и бережно относиться к природе. Часа 3 мы ходили по лесу, смотрели и учились, как правильно снять бересту не нанося вреда берёзе и скрутить в рулоны. Пообедав и испив чаю, он выплеснул остатки заварки на землю и поставил снова кипятить котелок. Достал инструмент, отрезал от пласта бересты несколько лент, загнул их скобками разной длины и стал собирать обещанный шаркунок. Просто, профессионально, не навязчиво рассказал и показал нам способ варки шаркунка. Необходимо его окунуть на несколько секунд в кипящую воду, теперь этот приём мы называем «термической обработкой». Мы были в восторге, даже забыли про комаров и вездесущих слепней и оводов, очень запоминающим оказался этот урок. Уставшие, но довольные мы возвращались домой, нам надо было ещё правильно почистить и уложить бересту под пресс.
Приехав к мастерской, мы разгрузили рулоны, и Михаил Васильевич усадил нас за стол прямо у него в саду, он был ещё и садоводом. Яблони, вишня, крупная смородина и крыжовник, всё это при правильном уходе, давало большие урожаи. Была у него и своя пасека, пчёлы от 8-10 ульев давали вкусный мёд. Сидя за столом, мы отдыхали, наставник налил нам чаю и положил в тарелке нарезанный кусками в сотах мёд.
В саду у мастера.
Сказал, как правильно выжать во рту мед, пережевав и скатав восковые соты в шары выложить их на стол, у каждого их должно было оказаться по пять штук. Для нас это показалось игрой, и мы спокойно это задание выполнили, при этом мёд оказался настолько вкусным и необычным, что мы могли бы это повторять бесконечно. Но остановившись на пяти, Михаил Васильевич улыбнулся, повёл бровями и сказал: « Эти восковые шары ваши и я ставлю вам сегодня по «пятёрке»».
Творчество Варварского М.В...
Выдумке и мудрости ему не занимать. В его голове всё время рождались новые идеи, чертежи, рисунки, он не мог остановиться на простых формах, за большие композиции его иногда ругали искусствоведы, но ему хотелось воплотить свои мысли создать что-то невообразимое.
Мне кажется что его руки пытались доказать его же мыслям своё мастерство.Три года я овладевал искусством плетения из бересты, в 1983 году мастер умер, оставив для следующих поколений множество своих великолепных изделий, научил меня своему ремеслу.
О студии Кудесник.
Нить ремёсел не прервалась и продолжается виться в клубок, передавая из поколения в поколение знания и умения наших предков. В Конёво есть студия детского творчества «Кудесник», четыре вида ремёсел представлено здесь, среди них есть мастерская художественной обработки бересты «БереСтудия», шаркунок помнят и умеют делать ученики, а мне важно передать своё умение детям. Шаркунок помог мне в выборе моей профессии мастера –педагога.
Стихотворение о мастере.
Народному умельцу Варварскому М.В.
Чуть золотится береста и мягко и светло,
Конечно это неспроста: в ней солнышка тепло,
Снегов пушистых белизна и серебро дождей.
Как душу радует она нам красотой своей!
И чудо мастер сохранил всю прелесть бересты,
Ей жизнь вторую подарил, добавил красоты.
И в деревенский шаркунок теперь любой влюблён.
В нём льдинки тонкий голосок , капели перезвон.
И мастеру- поклон земной за радость и тепло.
Прославил он наш край родной, родимое село.
А. Васильев.
Возрождение ремесла.
Изделия Варварского Михаила Васильевича экспонировались на многих Российских и международных выставках и ярмарках, «Конёвский шаркунок» приобрёл известность и узнаваемость.
Когда-то в селе был и детский фольклорный коллектив «Шаркунок» исполняющий народные песни и частушки.
Шаркунок в творчестве других мастеров.
Были в то время и другие мастера по изготовлению шаркунков, деревянных, берестяных, из ивы и корня. В 1984 году на выставке в честь 400-летия города Архангельска были представлены шаркунки старейшего мастера из Мезенского района Попова Петра Александровича 1913 г.р. и его ученика из г. Архангельска мастера Николая Ивановича Тимачёва 1954 г.р.
Печинкин Константин Александрович 1906г.р из Шенкурского района научился делать шаркунки в молодости у старого мастера с Пинеги. Представил своё творчество, а также работы своих учеников из дворца пионеров Бурчевский Владимир Николаевич 1946 г.р. город Архангельск.
В городе Мирный Агеев Александр Иванович делал из дерева уменьшенные копии северных часовен и церквей, а так же шаркунки. Резьбой по дереву и плетением из бересты занимались многие, наверное, каждый из них мог повторить конструкцию этого изделия, но у них был свой «конёк» своё кредо. У старых мастеров появлялись свои ученики, которые перенимали ремесло.
Благодаря этому сейчас, шаркунки можно встретить на многих прилавках магазинов как реальных, так и виртуальных. Разнообразно и качество изготовления, представлено большое количество всевозможных мастер-классов в информационных сетях интернета. Есть прекрасные сайты, которые создают сильные мастера т.к. Шутихин Александр из Котласа, Полежаев Андрей из Санкт-Петербурга, Бутусов Максим из Шенкурска и Репкин Сергей из Вельска, они не только владеют ремеслом, но и всячески его пропагандируют во всевозможных изданиях и в интернете, где можно найти представленное видео и технологические карты.
В народном искусстве и ремёслах эстетическое и эмоциональное начало вырастает из утилитарно-функционального назначения, эти два начала слиты и объединены тем нравственным идеалом, который создаёт в народном искусстве единство материального и духовного, творит красоту.
И когда мастера говорят, что делают свои работы для памяти или для радости, в этом выявляется их отношение к творчеству, стремление к высшей цели. Искусство, как сказка, оказывается самой жизнью и, как всё живое, имеет своё течение и движение. Что-то уходит, что-то возрождается, а что-то рождается вновь. Сущность же остаётся живой всегда. Новое вписывается в старое, при этом ансамбль не ломается, а пересоздаётся изнутри.
Список информационных источников:
- Некрасова, М.А. Народное искусство России /М.А. Некрасова. – М.: изд. «Советская Россия», 1983. – 218с. С.94-95.
- Чекалов, А.К. Народная деревянная скульптура Русского Севера / А.К.Чекалов. — М.: изд. «Искусство»,1974. — 190с. — С.160.
- Филева Н.А. Рассказывают мастера / Н.А. Филёва. –Архангельск : ОАО «ИПП Правда Севера»,2014. -272с.
- Шаркунок, грематушка, погремушка-побрякушка в живописи [Электронный ресурс]:Режим доступа: http://kykolnik.dreamwidth.orq.
Дорогой друг! Если вам понравилась статья, прошу оставить отзыв или поделиться с друзьями в социальных сетях. Спасибо что вы посетили наш сайт.
Интересная статья. Очень познавательная и поучительная.История ремесла и обучение у мастера прекрасно раскрывают то настроение которое было присуще в то время. Спасибо.